Как успевать больше, чтобы не задерживаться на работе, как стать продуктивнее, чтобы делать все вовремя – многие задаются этими вопросами. Мы читаем посты и статьи о продуктивности, где советуют – перестаньте прокрастинировать, составляйте списки, изучайте тайм-менеджмент и т.д.
На деле же не существует универсального рецепта продуктивности. Все люди разные. Зато есть 4 стиля продуктивности. О них Карон Тейт, эксперт по личной продуктивности, написала книгу.
Стиль первый. Приоритизаторы.
Эти люди смотрят на все с точки зрения фактов, цифр и пользы. Их конек – логика. Они экономят свое и чужое время, любую задачу стремятся решить максимально быстро, не тратят время на «пустые» разговоры и незапланированный отдых. Они идут к своим целям несмотря ни на что.
Для таких работников как раз и созданы техники деления задач на более и менее важные, списки, классификаторы и напоминания на смартфоне, блокноты и стикеры. Метод помидора – когда на каждую задачу отводится короткий отрезок времени (25 минут) – тоже для мастеров приоритета.
Для команды это незаменимый игрок. Но есть у обладателей этого стиля и минусы – они не тратят времени на общение, а ведь именно в процессе разговора часто приходят самые креативные решения. Им надо впустить в свою жизнь больше творчества и иногда отдыхать не по плану.
Стиль второй. Планировщики.
Как же эти люди любят планировать! Списки, календари, записи – в этом они все! Время, место, детали выполнения есть у каждой задачи, которая появилась в календаре планировщика. Они способны проявлять невероятное внимание и к основному, и к деталям. Если приоритизатор точно знает, что он будет делать, то планировщик знает в подробностях и что, и как.
Планировщики редко опаздывают, выполняют все задачи вовремя. Но только не внезапные поручения. Все незапланированное – их слабое место, принятие любого спонтанного решения способно выбить их из колеи. Так как они не готовы к переменам и делают все, чтобы их избежать, они упускают множество возможностей.
Многие планировщики испытывают сложности с классификацией задач в соответствии с их важностью и срочностью. Им обязательно нужно уделять время анализу целей и результатов поставленных задач.
Стиль третий. Аранжировщики.
Им близко понятие эмпатии, высокого эмоционального интеллекта. Коллеги любят их и ценят за умение выслушать и рассказать увлекательную историю. Они любят поговорить, это часто мешает работе, отвлекает других, поэтому общаются они то в соцсетях, то в рабочих чатах.
Это отличные командные игроки, без которых часто невозможно организовать других людей. Они поддерживают позитивный настрой и командный дух.
Так как аранжировщики любят людей и личные контакты, они незаменимы на переговорах, важных совещаниях.
Часто приоритизаторы и планировщики не видят в этих людях никакой пользы, может возникать конфликт. Однако, польза, как мы уже писали, очевидна – она в организации команды.
Еще одна проблема аранжировщиков – в их многозадачности. Им сложно заниматься чем-то одним долгое время, мысли постоянно скачут. Таким людям стоит поучиться спокойной, вдумчивой работе, уделять этому хотя бы час в день.
Стиль четвертый. Визуализаторы.
Это те, кто постоянно что-то придумывает. Выполнять рутинные задачи им невероятно сложно, их стиль – спонтанность и неорганизованность. Их главный плюс – способность смотреть на задачи глобально, как бы «издалека», искать их решение, изобретать что-то новое.
Визуализатора можно назвать неорганизованным и импульсивным или же склонным к интуитивному мышлению и целостному видению. Руководители-планировщики и приоритизаторы часто выбирают первое определение. Однако, человек, у которого бардак и на рабочем столе, и в голове, часто мыслит нестандартно, способен решить невыполнимые на первый взгляд задачи.
Чтобы стать продуктивнее, визуализаторам нужно научиться планировать. Они плохо понимают, сколько времени нужно на то или иное дело, возникают проблемы с тайм-менеджментом и доведением дел до конца. И это можно и нужно исправлять.
Понаблюдайте за собой – как вы решаете задачи, как планируете, как общаетесь с коллегами и ищете решение необычных вопросов? Это поможет определить ваш стиль продуктивности. В человеке могут сочетаться и два типа, чуть менее выраженные. Все это – инструкция для вас, как улучшить свою эффективность на работе и в жизни.