По данным одной из американских ассоциаций компании США ежегодно теряют до 7 миллиардов долларов по вине персонала. Эксперты считают, что дело в том числе и в том, что многие кандидаты стараются обмануть рекрутера на собеседовании.
Это совершенно не говорит о том, что в Казахстане кандидаты не всегда честны. Однако, в день (или ночь) перед собеседованием многие задаются вопросом: быть честным? Или приукрасить информацию о себе?
Ответим так: рекрутеры достаточно высокого уровня могут выстроить беседу таким образом, чтобы не только узнать все необходимое о кандидате, но и проверить полученную информацию. Они делают это настолько профессионально, что вы можете даже не заметить. В случае, если попадете на такое собеседование и решите что-то приукрасить, путь в компанию в дальнейшем вам будет закрыт. Правда может всплыть и в другом случае: если в этой компании работает ваш бывший коллега или же знакомый.
Проблема в том, что у многих соискателей в трудовой биографии есть моменты, о которых не хочется говорить честно (перерывы в работе, увольнения, отношения с бывшим руководителем и т.д.) Прекрасно, если таких нет – значит, вы отлично строите отношения с людьми, умело создаете себе деловую репутацию. Но это, к сожалению, не всегда возможно…
Если есть возможность не говорить о «тонких» моментах на интервью, то говорить и не нужно. Все-таки недосказать и сказать неправду – разные вещи. Если же вопрос задан в лоб: «Почему уволились? Почему 3 года не работали?», то и отвечать нужно прямо. Перескакивать с темы на тему, уходить от прямого ответа – плохая тактика. Нужно ответить четко и по делу, желательно подготовиться к такому каверзному вопросу заранее, ведь кто, как не вы, хорошо знает вашу трудовую биографию.
Если вопросы, на которые непросто отвечать, касаются профессиональной деятельности, можно доступно все объяснить, если касаются ошибок, рассказать, какие вы сделали выводы. Если же звучат вопросы личного характера, как на них отвечать, вы выбираете сами: на какие-то ответить кратко, какие-то вовсе оставить без комментариев. И точно не нужно вдаваться в подробный рассказ о вашей семье или отдыхе.
Приукрасить свой опыт порой очень хочется тем, у кого нет опыта как такового. Без него не берут, вот и приходится выкручиваться! В таком случае на собеседовании, да и в резюме стоит сделать акцент на том, что вы действительно умеете, что у вас хорошо получается. Пусть вы еще нигде не работали, у вас есть какой-то опыт во время учебы, взаимодействия с людьми. Вот об этом и рассказывайте. И подчеркивайте, что вы готовы мгновенно обучиться новому. Это непременно оценит работодатель.
Если же после трудоустройства откроется то, что вы чего-то не умеете из того, что вы декларировали, непросто придется и работодателю, и вам. Даже если вас возьмутся обучать, а не уволят, это вряд ли будет комфортное место работы.
Все это касается информации о вас самих. Однако, на собеседовании могут спросить и ваши отзывы о других. Тут тоже не стоит врать, но нужно быть предельно аккуратным в высказываниях: не давать характеристики коллегам, руководству и компании, где вы работали раньше. Все понимают, что через некоторое время такой же неприятный отзыв могут получить и эти люди, и эта компания. Даже если вы говорите о причинах увольнения, не рассказывайте подробно о проблемах внутри компании. Коротко назовите несколько важных моментов, собственные мотивы.
Также не стоит приписывать себе все достижения коллег. Работодатель не хуже вас понимает, что большой проект не выполнить в одиночку и непременно оценит умение работать в команде. Это то качество, которое сегодня требуется практически везде.
Имейте в виду, что «маленькая ложь может породить большое недоверие», и учитывайте это, когда составляете резюме или готовитесь к собеседованию. К тому же практически любой факт трудовой биографии можно подать, как ваше преимущество.