Цифровое будущее уже наступило: мы покупаем товары, не выходя из дома, и можем запустить машину во дворе одним нажатием кнопки. Обо всех новинках молодые люди узнают только через интернет, а в смартфонах проводят от 2 до 6 часов в сутки. В связи с этим меняется и рынок труда во всем мире, в том числе и в Казахстане.
Объемы интернет-экономики ежегодно растут на 25-30%. Ни для кого не секрет, что, если сегодня у твоей компании нет страницы в соцсетях, твои продажи могут быть вполовину меньше, чем у конкурентов. Но при этом товары нужно грамотно продавать.
SMM-менеджеры – эта профессия сегодня на слуху практически у всех. Такой специалист знает все о соцсетях, особенностях целевых групп, разных форматах постов, когда, как и во сколько нужно их размещать. В профессию многие приходят самоучками просто потому, что у них хорошо получается вести свой личный бренд. Однако, рынок меняется, и работодатели все чаще хотят заполучить smm-щика с профильным образованием (маркетинг, реклама, журналистика) и умеющего все и даже больше – вести переговоры с клиентом, писать тексты, делать и обрабатывать фото.
Чем больше smm-менеджер умеет, тем больше он может зарабатывать: средняя зарплата хорошего специалиста от 150 до 200 тысяч тенге. Можно устроиться штатным сотрудником и работать на одну компанию или же в digital-агентство, где нужно будет вести сразу несколько крупных проектов. Кстати, международные фирмы чаще всего обращаются именно туда. Есть вариант работать и на самого себя, тогда за ведение одного проекта можно брать от 30 тысяч тенге в месяц, но в таком случае вам никто не будет помогать, скорее наоборот.
В вузах на smm-щиков не учат, зато можно закончить курсы, как очные, так и онлайн. Они занимают от пары дней до нескольких месяцев.
Таргетолог – человек, который занимается не всем продвижением подряд, а исключительно настройкой таргетированной рекламы, то есть ведением рекламы в социальных сетях. Зарплата необычного специалиста тоже может доходить до 200 тысяч тенге.
Иногда компаниям нужны SEO-специалисты – те, кто занимается продвижением бренда через поисковые системы. Надо знать принципы работы поисковых систем, владеть элементарными основами программирования. Тут уже недостаточно гуманитарных знаний, нужно пройти базовые курсы по SEO-оптимизации.
Копирайтеры – те, кто занимается текстовым наполнением соцсетей, сайтов и других каналов информации, в том числе почтовых рассылок и рекламных слоганов. Если копирайтер еще может придумать интересные варианты подачи информации вроде инфографики или необычных картинок, ему платят больше. Зарплата в зависимости от работодателя и уровня проектов может составлять до 200 тысяч тенге.
Выучиться на копирайтера тоже вряд ли получится, в становлении в профессии поможет личный опыт и всевозможные онлайн-курсы.
Дизайнер – специалист, который обычно отвечает за картинки в интернете. Да что там, он даже может воссоздать графическую идею в реальности. Дизайнерских специализаций невероятно много – можно быть дизайнером интерьера, штор, одежды, печатной продукции. Среди самых востребованных в digital сфере: графические дизайнеры, рекламные дизайнеры, 3D-визуализаторы. Дизайнером довольно трудно стать без профильного образования, придется учиться минимум четыре года. Хотя работодателей обычно интересует не диплом о высшем образовании, а портфолио работ.
Зарабатывать хороший дизайнер может 150-200 тысяч тенге, причем работают они чаще всего удаленно.
За вакансией «менеджер по маркетингу и рекламе» сегодня тоже часто скрываются обязанности по продвижению в интернете. Главное, что требуется от таких сотрудников – уметь продавать через интернет. Зарплата состоит из основной части (около 100 тысяч тенге) и бонусов за продажи.
Интернет-маркетолог – пожалуй, самая востребованная профессия digital-сферы в Казахстане сегодня. Этот специалист разбирается сразу во всех аспектах действия рекламы в интернете, а также в соцсетях. Он анализирует товар, услугу, конкурентов, распределяет бюджет, придумывает и реализует стратегию продвижения, регулярно отчитывается по ее результатам.
В интернет-маркетологи легче всего переквалифицироваться из маркетологов. При этом надо владеть графическими редакторами, навыками ведения аккаунтов в соцсетях, написания тестов и организации офлайн-мероприятий. Зарплата специалистов начинается от 200 тысяч тенге.
Аналитики пророчат, что в течение 3-5 лет появятся новые профессии вроде профессиональных бренд менеджеров (которые будут заниматься конкретно продвижением той или иной личности) и инфостилистов (которые будут разрабатывать особые стили текстов для отдельных целевых аудиторий), но нам все же кажется, что все эти новые специальности «вырастут» из тех, которые уже есть сегодня.