«Токсичный» означает «способный вызвать отравление». Раньше это слово могло относиться только к веществам и продуктам, но вот уже пару десятков лет используется западными психологами по отношению к людям. В последнее время часто говорят и о «токсичном персонале», и о «токсичном менеджменте».
Этот человек обычно вредит окружающим – портит им настроение, сбивает настрой и мотивацию. Страдает и компания – по подсчетам ученых токсичный сотрудник за год причиняет вдвое больше убытка, чем приносит прибыли самый талантливый и старательный. Средняя сумма ущерба от такого человека в США – 12 тысяч долларов в год.
Вести себя деструктивно люди могут по разным причинам – в силу настроения, импульсивности или других свойств характера (например, желания власти и прибыли, несмотря ни на что). Этого «скрытого врага» компании надо знать в лицо.
Это может быть сплетник и интриган, который в курсе личной жизни всех коллег, при этом стремится столкнуть их лбами или донести на кого-нибудь начальнику. Руководство он постоянно обсуждает и осуждает. Часто подолгу задерживается в курилках и столовых, где профессионально рождает и распространяет сплетни.
Другой тип токсичного сотрудника – вечная жертва. Этот человек всегда ищет и находит негатив по отношению к себе, жалуется на несправедливость кругом и во всем мире. Он часто хронически болен и не в состоянии принять участие в чем-либо командном. Он ничего не успевает и вечно находит жалостливое оправдание своей неэффективности. Этим его настроениям со временем поддаются и коллеги.
«Ядовитый» человек может быть и саботажником, который вечно недоволен решениями начальства и системами, установившимися в компании. Он может игнорировать дресс-код и иметь на то причину, которую непременно донесет всем – «это же ограничение личной свободы!». Он вообще так воспринимает любые правила. Надо ли говорить, что он крайне нелоялен к компании, в которой работает, а это замечают и сотрудники, и клиенты? «Офисный бунтарь» подрывает авторитет начальства и сеет негативные настроения в коллективе.
Этих токсичных элементов заметить довольно просто. Но есть и другие типы. Например, «самый ответственный работник», он же «лучший работник месяца». Не отказывается ни от какой работы и ничего не делегирует, дабы подчеркнуть собственную значимость. Регулярно задерживается в офисе, выходит в выходные, берет работу на дом. Тем самым заставляет других сотрудников чувствовать себя ненужными и бесполезными. Предъявляет к коллегам завышенные требования и доносит свое мнение до руководства. Преуменьшает чужие заслуги. Свои промахи объясняет ошибками других. Таким людям гораздо проще работать на самого себя, чем в команде.
«Самый важный человек» в компании – еще один сотрудник, способный отравить вам жизнь. Как правило, реально от его решений ничего не зависит. Но он всегда в курсе всего и настаивает, чтобы с ним советовались. По его мнению, остальные просто плохо разбираются в вопросе! Он горячо предан компании и руководству, всегда готов помочь любому коллеге, но это только на словах. Бурной деятельностью он прикрывает собственную лень и некомпетентность. Свою роль в организации оценивает неадекватно. Часто этот человек трудится в компании не первый десяток лет, не готов к новшествам и переменам.
Это только основные типы токсичных сотрудников, есть и другие – агрессивные, ленивые, завистливые, недовольные всем, слишком эмоциональные, склонные к обману и т.д. и т.п. Кроме того, существуют еще и токсичные руководители. Эти боссы ставят невыполнимые задачи, контролируют каждый шаг сотрудника, ни во что не ставят человека и его личные проблемы, никого не хвалят и пресекают любые инициативы. Не обязательно все сразу, достаточно чего-то одного из списка, чтобы назвать шефа «ядовитым». В коллективах под таким управлением обычно очень высокая текучка кадров и низкое качество выполняемой работы.
Если вы - руководитель
Если вы сами – руководитель, и заметили токсичного сотрудника у себя в подчинении, вовсе не обязательно с ним расставаться. Тем более, что иногда трудно найти уважительную причину для увольнения. Нужно грамотно наладить все рабочие процессы в компании, чтобы у "ядовитого" человек не было возможности их нарушить. Также нужно ввести (если еще не ввели) четкую систему оценки труда каждого сотрудника. Чтобы не было времени на сплетни и лень. Чтобы старательные получали больше, а токсичные – меньше.
Возможно, стоит перевести такого человека на другую должность, где он будет меньше взаимодействовать с коллегами.
Если вы - коллега
Если вам приходится ежедневно контактировать с токсичным коллегой (а такие люди обычно очень навязчивы), постарайтесь ограничить это общение. Скажите, что вам сегодня некогда, и идите работать, вместо того, чтобы слушать жалобы. А если вынуждены слушать речь этого человека, не принимайте ее близко к сердцу. Не сопереживайте и не реагируйте. Контролируйте собственные эмоции. В диалоге просто молча кивайте. Скоро сотрудник, пытавшийся (пусть и несознательно) отравить ваши трудовые будни, найдет другую жертву.
А не вы ли сами токсичный сотрудник?
Если коллеги редко ходят с вами на обед, не зовут на общие вечеринки, никто не поддерживает ваши идеи и не радуется вашим успехам, это повод задуматься – а не вы ли тот самый токсичный сотрудник? Как перестать быть сплетником, «самым умным», ворчуном и т.п.? Универсального рецепта нет. Для начал начните контролировать свою речь – меньше сплетничать, жаловаться, умничать, да и вообще поменьше говорить. Постарайтесь проанализировать свои ошибки и изменить стиль поведения в коллективе. И, как говорится, люди к вам потянутся.