Около 80% крупных компании во всем мире перевели сотрудников на удаленную работу во время пандемии. Многим компаниям понравилась такая практика. Во многих западных компаниях формат дистанционной работы оставили до конца года. Другие же предоставляют выбор: ходить ли на работу физически или трудиться в домашней обстановке.
О таком формате труда задумались абсолютно все: это точно дешевле и удобнее, но не падает ли от этого эффективность команды?
Удаленный формат работы был введен быстро и быстро обозначил все проблемы, которые с ним связаны: человеку сложно разделить работу и личную жизнь и так же сложно почувствовать себя частью команды, сидя у себя дома.
При этом важно помнить, что сильная команда – залог успешной работы.
Строить эффективное взаимодействие с «удаленной» командой нужно по новым правилам.
Для рабочих совещаний и неформальных встреч есть огромное количество коммуникативных платформ. Важно устраивать регулярные встречи с командой, например, в зуме. Руководителю обязательно нужно хвалить своих сотрудников на этих онлайн-посиделках. И да, нужно ввести правило – включать видео на всех онлайн-конференциях, когда человек видит перед собой живые лица, ему гораздо комфортнее и говорить, и слушать.
Еще небольшой совет: удобно распределить разные рабочие темы – маркетинга, продаж, финансов и т.д. – по разным чатам или даже мессенджерам, чтобы люди не запутались в череде задач и сообщений, которые на них сыплются. Один чат можно создать «ради фана», где сотрудники будут делиться видео и гифками, обсуждать фильмы и последние новости. Неформальное общение помогает людям лучше почувствовать друг друга, это позитивно сказывается на рабочей коммуникации. Пусть этот чат будет отдельным, чтобы не сильно «засорять эфир».
Быстрые вопросы лучше решать по телефону: созвониться, а не переписываться в чате. Чаты тем и плохи, и хороши одновременно, что ответить на сообщение можно не сразу, а через час-два-три. Иногда важно обсудить по телефону, что вызывает споры в чате – слова могут быть неправильно поняты, ведь в оффлайне мы считываем не только текст, но и интонацию, невербальные знаки и т.д.
Вживую или хотя бы в онлайне нужно периодически проводить тимбилдинги – это помогает укрепить командный дух, совместно пережитые эмоции объединяют людей. Кстати, сама подготовка к этой встрече может стать веселым и увлекательным общим делом для команды.
Очень важно включаться в процесс работы с командой, которая работает на дистанционке, руководителю. Да, контролировать процесс не из соседнего кабинета, а из собственного дома гораздо сложнее. Сотрудники редко говорят о трудностях, с которыми сталкиваются, не хотят, чтобы руководитель их заметил.
Поэтому начальнику, который работает из дома, нужно взять за правило периодически звонить своим подчиненным. Все ли хорошо? Есть ли какие-то сложности? Новые идеи? Предложения? Важно взаимодействие, сам факт личного внимания.
Да, руководителю придется научиться по-новому относиться к своим сотрудникам: учиться доверять им, верить в их ответственность, делегировать задачи, а не контролировать все и вся.
Звонить и писать друг другу в таком формате работы точно нужно чаще, чем до этого, эти действия помогают наладить коммуникацию, начать лучше понимать друг друга, чувствовать себя частью чего-то большого и значимого.