Истинный лидер, который разбирается в том, что он делает, и подает пример другим – это образ начальника будущего, о котором говорят карьерные консультанты. Кому-то повезло работать под руководством такого человека уже сейчас: 17% назвали своего руководителя примером для подражания и это, пожалуй, лучшая характеристика, которую можно дать своему боссу.
22% считают своего руководителя ответственным человеком, которому можно поручить что угодно, 10% - трудоголиком, 10% - незаменимым человеком. К сожалению, начальник не всегда бывает лидером: 11% жалуются, что шеф замучил их своим контролем и мешает делать работу, 11% считают, что он бездельничает и получает свою зарплату за просто так. Да, и такое тоже встречается, но ведь главное, что должен делать начальник – брать на себя ответственность за важные решения. Может быть, именно этим он и занимается?
Особенно неприятно и сложно строить отношения с начальником, когда он "некомпетентен, но всегда прав" или же "его поведение зависит от того, с какой ноги он встал утром". Подчиненным многое не нравится в руководителях, а особенно следующее: строгость (30%), неспособность защитить интересы подчиненных (29%), то, что они непонятно объясняют задачи (18%), много кричат и ругаются (17%). По сути, такое поведение начальника действительно скорее отвлекает работников от их непосредственных обязанностей и никак не мотивирует их.
Опрошенные также писали о том, что их руководители с трудом выстраивают отношения с коллективом, много говорят, плетут интриги, много курят.
Однако, респонденты с удовольствием перечисляли и положительные качества своих шефов: в топ-3 оказались ответственность (35%), коммуникабельность (34%) и справедливость (33%). Что ж, это означает, что большинство руководителей оказались на своих местах, эти качества – тот самый минимум, который необходим, чтобы руководить людьми. Еще 30% указали, что у их босса есть чувство юмора. Отлично! Можно вместе посмеяться и провести работу над ошибками.
Субординация – главное правило, которое работает в отношениях с начальником. Он действительно всегда прав, и вы не можете оспорить его мнение. При этом вы можете на него повлиять, если отношения с шефом будут достаточно доверительными. Тут все зависит от вас, ведь это вы заинтересованы в том, чтобы создать себе комфортный климат на работе и продвинуться по карьерной лестнице.
Регулярно обедают с начальством всего 14% опрошенных, 35% делают это иногда, половина – никогда. Да, с этим могут быть определенные трудности: босс часто бывает в командировках или вообще руководит из другого города, но, если таких физических помех нет, делать это нужно как можно чаще. Именно общение в неформальной обстановке помогает узнать человека поближе, расспросить его об увлечениях, узнать, что вас объединяет.
Можно даже провести с руководителем пару выходных, погулять с семьей, поиграть в футбол, чтобы выстроить доверительные отношения: вне работы с начальником встречаются всего 17% респондентов, 45% делают это на корпоративных мероприятиях.
Все же развивать отношения с начальником, как это принято в иностранной корпоративной культуре, сегодня стремятся не все. Это, конечно, зависит и от руководителя, и от подчиненного: у 37% опрошенных отношения строго деловые, формальные, у 27% - дружеские, у 15% - менторские (формата учитель-ученик), почти у 16% напряженные и открыто конфликтные.
Конфликт с шефом сложно переживается любым человеком. Из-за психологического давления сложно, почти невозможно работать, порой даже проще уволиться: треть опрошенных готовы уволиться, не думая, если отношения с руководством будут складываться слишком сложно. 14% же, напротив, готовы терпеть любые ссоры, лишь бы хорошо платили.
Разумеется, об отношениях с шефом нельзя судить только по тому, ходите ли вы с ним обедать или нет. Важнее то, как, о чем, в каком формате вы общаетесь на работе. Если вам кажется, что начальник неправ и вы игнорируете это (21%) это неправильно. Если вы напрямую говорите, что он неправ, это тоже не очень хорошо (36%). Уместнее и корректнее буде деликатно намекнуть (43%) на его просчет.
Если начальник вас критикует, а вы с ним активно спорите (28%), это неуважение к начальнику, скорее всего, он сам виноват в таком отношении к нему. Если вы молча случаете и не готовы ничего менять (15%), это тоже пример того, что он плохой руководитель. Ваши отношения в рамках профессиональных обязанностей находятся на достаточно высоком уровне, если вы его внимательно выслушаете и постараетесь все исправить (41%).
И, конечно, самое сложное, что может быть – это разговоры с шефом о зарплате. Если вы прямо сейчас не можете поговорить с ним на финансовую тему, это не слишком доверительные отношения (52%). 48% респондентов готовы попросить прибавки к зарплате прямо сейчас. Другой вопрос состоит в том, что же им ответит шеф?