Кто-то считает, что soft skills – гибким навыкам, которые обеспечивают работу в коллективе, принятие решений и т.д. – уделяется слишком много внимания. Что профессиональные навыки куда важнее. Не будем спорить с этим.
Расскажем о том, что профессиональные знания в современном мире быстро устаревают: каждые 3-5 лет любому специалисту нужно буквально учиться заново, будь он металлургом или маркетологом. Поэтому умение быстро осваивать новое сегодня, пожалуй, даже важнее уже имеющейся профессиональной базы.
Умение работать в условиях неопределенности
В 2020 году во всем мире в топ среди гибких навыков вышел один – умение жить и работать в условиях неопределенности. Сколько продлится карантин? Как долго мы будем работать дистанционно? Как поведут себя клиенты? Какие меры предпринять бизнесу, чтобы удержаться на плаву? Когда нет и не может быть ответов на эти вопросы, все равно нужно продолжать жить, а работать даже активнее. А если вы тот человек, которому в этих условиях нужно принимать ответственные решения? Каково вам в этот момент?
Мир всегда был нестабилен, просто 2020 год это показал всем нам наиболее наглядно. И те, кто всегда помнил о нестабильности и изменчивости, оказались в выгодном положении. Стрессоустойчивость. Гибкость мышления. Умение видеть возможности. Это важно для человека, который будет продолжать жить и работать в 2021 году.
Адаптивность
Тех, кто способен найти точки опоры и начать действовать в любой ситуации, называют адаптивными сотрудниками. Именно такая адаптивность очень востребована сейчас и будет востребована в будущем.
Самостоятельность
Еще одно качество, которое неразрывно связано с теми, которые описаны выше, - самостоятельность. Особенно важно это стало в условиях удаленной работы: может ли человек работать сам? Способен ли самостоятельно ставить перед собой задачи выполнять их? Брать на себя ответственность?
Нацеленность на результат
Обычно те, кто способен на самостоятельную работу и самостоятельные решения, нацелен на результат. "Добился результата – не добился результата" – уже в 2020 году эффективность сотрудника оценивается именно так. Иногда в офисе достаточно быть обаятельным и харизматичным и выполнять совсем небольшую часть работы. При дистанционном труде это стало невозможным.
Умение эффективно и быстро общаться
Умение общаться по-прежнему один из основных навыков, которые нужны успешному сотруднику. Однако, сегодня уже мало общаться эффективно, нужно еще и общаться быстро: оперативно отвечать на сообщения, всегда оставаться на связи. Мессенджеры и соцсети это обеспечивают. Быстрота реакции выступает в связке с умением корректно общаться. Ведь любой текст читающий воспринимает через призму своих эмоций, нужно обращаться с ними деликатно.
Эмоциональный интеллект
Поэтому важен и эмоциональный интеллект – умение понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, влиять на них. EQ дает возможность управлять отношениями с коллегами и клиентами, управлять конфликтами, решать их экологично, держать себя всегда в тонусе и ресурсе.
Сотрудничество
Сотрудничество и умение работать в команде сегодня особенно важны. Команду проще создать в офлайне, когда все участники достаточно близко знакомы друг с другом. Процесс построения удаленных команд – дело куда более сложное, и сотруднику нужно уметь «включаться» в эту команду, активно сотрудничать.
Самоменеджмент
Очень важны тайм-менеджмент, как умение управлять своим временем, самоменеджмент как умение управлять своими ресурсами и развивать их, ставить перед собой цели и достигать их.
Все эти навыки можно развивать в себе через разные тренинги и семинары, обучающие программы, практики. Конечно, дело это не быстрое. Эксперты рынка труда в первую очередь советуют тратить меньше времени на поиски идеального решения, искать баланс между размышлениями и действиями, учиться на своих ошибках и превращать их в ценный опыт. Это повысит ваш уровень soft skills и вашу ценность на рынке труда.