Конфликты могут быть продуктивными и непродуктивными, разрешимыми и неразрешимыми, крупными и незначительными. Из каких-то из них нужно искать выход, другие решаются сами собой. Важно то, к чему приводят это противоречия – к достижению общего мнения или к тому, что коллеги становятся врагами на долгое время.
Конфликты можно разделить на два типа:
Конфликты с руководством
И конфликты с коллегами.
Если, например, шеф слишком требователен, нагружает непосильными задачами, постоянно подгоняет работника, непонимания не избежать. Иногда руководитель недостаточно профессионально руководит: неясно объясняет нововведения, нечетко формулирует должностные обязанности, относится к одним сотрудникам более лояльно, чем к другим.
В подобных ситуациях самое главное не молчать. Дела имеют свойство накапливаться, в режиме аврала быстро приходят стресс и усталость. Вы перестаете справляться со своими обязанностями, и, как следствие, начальник еще больше недоволен.
Чтобы предотвратить ссору (и даже увольнение) говорите о своих затруднениях сразу. Честно сообщайте, какой объем работы вы способны выполнить, а какой – нет. Не бойтесь выражать свое мнение: хотя в глазах шефа вы и выглядите подчиненным, по сути, вы можете быть его партнером, ведь он не сможет выполнить вашу работу, не знает ее тонкостей и нюансов.
Собственно, если возникает конфликт между коллегами, это тоже упущение руководителя: ему важно следить за атмосферой в коллективе, отношениями между сотрудниками. Он должен разобраться в этом конфликте, помочь его решить. Но это не значит, что самому ничего нельзя сделать.
Недопонимание может быть вызвано разным отношением к работе: кто-то выполняет ее более ответственно, кто-то – менее. Эта ситуация – повод обратиться к руководителю, а не высказывать бесконечные претензии. Пусть решает тот, кто распределяет обязанности.
Бывает и наоборот: кто-то выполняет свою работу слишком хорошо, «звезде» завидуют, проявляют пассивную агрессию по отношению к нему (или к ней). Выход из этого конфликта – открытый разговор между коллегами, который поможет увидеть положительные стороны друг в друге. К «звезде» можно обратиться за помощью, можно попросить совета…и это тоже сгладит недопонимание.
Хотя, конечно, чаще служебные конфликты возникают по личным причинам: когда люди не смотрят на одно и то же под разными углами, дают непрошенные советы, обижаются на ровном месте, задают некорректные вопросы и тем самым нарушают личные границы.
Самый главный совет: твердо держите свои личные границы! Ограничьте контакты с обидчиком по максимуму. Вежливо отвечайте на любые провокации вроде попыток давать советы, вовлекать вас в сплетни. На личные вопросы, которые вы не хотите обсуждать, так и отвечайте: «Это личное. Можно попросить вас об этом больше не спрашивать?»
Учитесь «выходит сухим из воды», то есть, из конфликта:
- Не бойтесь открытого разговора. Вероятно, тяжело выслушать что-то неприятное о себе, так же тяжело и высказать. Не спешите спорить, возьмите паузу для обдумывания всех аргументов собеседника.
- Не повышайте голос. А это будет очень хотеться сделать! Говорите чуть тише и чуть медленнее обычного, так будет проще держать себя в руках, а не наговорить друг другу неприятных слов.
- Игнорируйте хамство. Конечно, совсем не замечать невозможно, но не реагируйте хамством на хамство, это усугубит конфликт.
- Не обвиняйте. В конфликте всегда есть 2 стороны. Попробуйте разобраться, в чем вы оба допустили ошибку, каковы ваши ожидания друг от друга. Никогда не переходите на личности.
- Давайте коллегам прямую обратную связь, согласно месту, времени и теме, о которой вы говорите. Не копите негатив в себе. То есть, не унижая и не нападая, вежливо сообщите, чего вы хотите, а чего - нет. Вежливость и деликатность – это универсальные инструменты решения конфликтов, которые обезоруживают любого.
И, конечно, не забывайте, что о своем недопонимании вы можете рассказать руководителю, решать такие ситуации – его прямая обязанность.